Особенности развития речи детей раннего возраста
Добрый день, уважаемые читатели Виталькиного блога. Сегодня мы поговорим о такой теме, как раннее развитие речи у детей и о том, как предупредить отклонения на самых первых стадиях.
Если брать именно раннее развитие, то будем ориентироваться на средний возраст с 0 до 1 года. Хотя, в некоторых случаях эти рамки могут, как сокращаться до 8-9 месяцев, когда ребенок развивается быстрее, а может наоборот продолжаться намного больше и до 1,5 – 2 лет. Это связанно с более медленным развитием малыша. В этом случае родителям необходимо обратится за консультацией к специалисту.
Соответственно первый год жизни можно разделить на 4 основных периода становления речи:
Крик – появляется с самого рождения. Он возникает неосознанно, на уровне безусловных рефлексов, когда малышу не комфортно, его что-то беспокоит. Тем самым он привлекает внимание к себе. Как только вы решили его проблему (накормили, напоили, поменяли пеленки) крик прекращается – кроху ничего не беспокоит.
В этот же период начинается формирование слуха и зрения малыша. И просто крик начинает принимать неотчетливые, но уже понятные интонации. Чаще всего эти звуки напоминают буквы: а, у. Ребенок начинает рассматривать лица людей, предметы, расположенные рядом, реагировать на звуки.
Внимательные родители уже способны понять эмоции. В зависимости от настроения или физического состояния крик ребенка принимает различные оттенки.
Этот период длится в среднем 2-3 месяца с момента рождения.
Гуление – в этот период малыш начинает осваивать не только отдельные звуки, но и их сочетания. Вы наверняка слышали малышей, которые агукают: агу-агу. Это именно этот период. Наиболее часто подобное «агуканье» можно услышать, когда с ребенком пытаются общаться. Таким образом, малыш идет с вами на контакт. Не отказывайте ему в общении и можете получить в ответ довольную улыбку.
Чем больше вы будете общаться с крохой в этот период, тем активнее будет идти его развитие, как речевое, так и общее. Важно понимать, что именно в это время у маленького человечка активно развивается мелкая моторика. И когда вы с ним общаетесь нужно не просто разговаривать, но и трогать его руки, делать массаж ладошек и пальчиков. Давайте малышу игрушку, чтобы он мог держать её в руке. Этим самым вы способствуете развитию хватательной функции.
Лепет – наступает примерно в возрасте полугода. В этот период он уже способен произносить отдельные слога: ма, па, ба. И не просто их говорить, но и повторять, образуя слова: ма-ма, па-па, ба-ба. Следующей ступенью становится смешивание этих слогов в разных вариациях, что и является лепетом, например: ма-ба, ба-па, ма-па.
Малыш начинает активно подражать звукам взрослых. Чем больше вы с ним общаетесь, тем интенсивнее идет развитие речи.
Лепет продолжается в среднем до 11 месяцев
Первые слова – ближе к году кроха начинает произносить первые слова. Если в период «лепета» слово «ма-ма» у него ничего не означало. То на этой стадии малыш четко ассоциирует слово «мама» с конкретным человеком.
Он уже сам способен связывать слова, которые вы ему говорите с предметами или действиями. Если даже он пока не способен их произносить, он точно знает и понимает, что вы имеете в виду. Это можно увидеть по его реакции.
Упражнения и приемы для раннего формирования навыков речи у детей
При общении с ребенком показывайте те вещи, о которых говорите. Дайте подержать предмет в руках.
Если даже вы занимаетесь посторонними делами, но карапуз находится недалеко от вас, комментируйте свои действия.
Для развития мышц рта и губ поиграйте с малышом в гримасы, цель данного упражнения, чтобы он начал повторять за вами.
Развивайте мелкую моторику, делайте массаж пальчиков и ладошек, рассказывая в это время стишки. Давайте предметы из разных материалов, рассказывайте, что это за предмет и зачем он нужен.
Задержка развития речи
Родители должны обращать особое внимание на отклонения.
Как же диагностировать отклонения?
- Если в возрасте одного месяца, перед кормлением ребенок не кричит
- Если к пятому месяцу, не улыбается, когда с ним говорят
- Если к семи месяцам не узнает и не реагирует на голоса родителей и родственников
- Если к десяти месяцам отсутствует лепет
- Если к одному году не может произнести ни одного слова
При обнаружении одного из этих признаков родители должны предпринять меры для их устранения. В первую очередь проконсультироваться с специалистом по данному вопросу.
В заключении хочу сказать, что это конечно только малая часть информации о развитии речи ребенка на первом году жизни. Но даже она, безусловно, поможет молодым родителям правильно и ответственно подойти к этой теме и не упустить важные моменты при формировании речи на самой ранней стадии.
Также не стоит относиться к ней как к идеальной и неукоснительной модели поведения, ведь каждый ребенок индивидуален и к каждому нужен отдельный подход. Что подходит для одного, может не подойти для другого. Это тоже нужно учитывать.
Со своей стороны будем рады увидеть ваши комментарии к данной статье, где вы поделитесь своим опытом.
Подписывайтесь на нашу рассылку, делитесь информацией в соц.сетях и не пропустите новую интересную информацию по развитию и воспитанию вашего малыша.
До новых встреч на страницах Виталькиного блога.
Рекомендация
Получите БЕСПЛАТНО видео и аудио запись онлайн вебинара: «Десять рецептов развития речи для малышей». Есть несколько простых шагов, которые не потребуют больших усилий, но позволят сделать очень многое для развития речи вашего ребёнка!
Чтобы скачать вебинар перейдите по ссылке >>>